Знаки опасности ООН: маркировка опасных грузов по ГОСТу
Наша статья основана на опыте логистических компаний, перевозчиков топлива, сжиженных газов, азота, кислоты, и прочих опасных грузов, которые при аварии могут привести к бедствиям большого масштабам. В связи с чем эти грузы и имеют повышенный класс опасности и маркируются, особыми знаками, цель которых — определить уровень опасности для предотвращения или ликвидации последствий при аварии данного содержимого.
Особое внимание к опасным грузам влечёт за собой особую ответственность за выполнение всех мер безопасности и соблюдения норм при перевозках, а также влекущее наказание за нарушение правил при транспортировке или аварии.
Наша статья поможет внимательно относиться к подбору знаков маркировки опасных грузов, а главное к качеству светоотражающей плёнки для работы в ночное время суток, клеевой адгезии, позволяющей знаку крепко держаться на любых поверхностях при любых погодных условиях всем ответственным лицам: инженерам по безопасности и службам контроля на транспорте.
Что требует ГОСТ и ДОПОГ
- Графические символы и классы ООН
Каждому веществу присвоен уникальный номер ООН (например, авиационное топливо — UN 1863). Знак должен включать:- Ромбовидную форму с черной окантовкой;
- Пиктограмму (пламя, череп, радиация);
- Класс опасности (в виде цифры в нижнем углу).
- Светоотражающая основа
Знаки должны быть видны в темноте и при плохой погоде. Используется пленка:- Тип «А» (коэффициент световозвращения ≥ 120 кд/(лк·м²) — для дорог без освещения;
- Тип «Б» (≥ 70 кд/(лк·м²)) — для городских перевозок.
- Прочное крепление
Клейкая основа знаков должна выдерживать:- Температуру от -40°C до +60°C;
- Скорость ветра до 30 м/с;
- Вибрацию и влажность.
Маркировка опасных грузов выполняет три ключевые задачи:
- Предупреждает об угрозе — спасает жизни при аварии и ЧП.
- Соответствует закону — исключает штрафы и приостановку лицензии.
- Упрощает логистику — наличие знака ООН обязывает выполнять предписанные правила безопасности ответственным лицам, при парковке, буксировке, транспортировке и таможенных процедурах.
2 типа знаков опасности: как не ошибиться с выбором
- Знаки для транспорта
Знак ООН 33/1203
Как выглядят: оранжевые таблички с цифровым кодом ООН и классом опасности (например, «UN 1203», «3»).
Где крепятся: на боках цистерн, контейнеров, бортах авто.
Особенности: размер 300×400 см, обязательна чёрная рамка. - Знаки ромбовидные
Аварийная Карточка «Класс 3» при маркировке легковоспламеняющихся составов
Как выглядят: ромбы с символами (пламя, череп, дерево и т.д.) и текстом («легковоспламеняющаяся жидкость»).
Где крепятся: на каждой упаковке, бочке или коробке, также ж/д цистернах и автоцистернах.
Особенности: размер 250×250 мм.
Кто несет ответственность за маркировку
- Логисты, инженеры по ТБ — штраф до 500 000 руб. за отсутствие знаков;
- Руководители — уголовная ответственность при аварии из-за неправильной маркировки;
- Специалисты по охране труда — проверки Роструда и приостановка лицензии компании.
Группа компаний «АСПЛОМБ-Сибирь» на базе полиграфического производства, печатает знаки опасности ООН и аварийные карточки с 2019 года. В каталоге — 100+ вариантов для всех классов грузов. Доставляем партии от 50 шт. по всей Сибири,
Заказать знаки опасности ООН — можно в каталоге на сайте «АСПЛОМБ-Сибирь».